Модели и моделирование
02.12.2014, 15:04

Конспект урока информатики

Тема: Моделирование и формализация

Класс: 9

Учитель: Гайдукова Екатерина Степановна

Тип урока: комбинированный (открытие нового знания)

Цель урока:

Формирование у учащихся понятия моделирование

Задачи урока:

Личностные:

формировать понимание личной ответственности за будущий результат.

Регулятивные:

  1. Учиться определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своём задании).
  2. Учиться выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
  3. Учиться работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.

Коммуникативные:

  1. Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
  2. Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
  3. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.
  4. Создавать устные и письменные тексты (таблицы) для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.
  5. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Познавательные:

  1. Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
  2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
  3. Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее).
  4. Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ).
  5. Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, диаграмма), в т.ч. используя ИКТ.

Планируемые результаты:

Знать:

  1. Понятие модели
  2. Классификацию моделей по типам
  3. Зависимость между правильным выбором модели и получением верного результата
  4. Необходимость уточнения модели для получения более точного результата

Уметь:

  1. Выделить исходные данные и результаты в простейших моделях
  2. Строить простейшие компьютерные модели
  3. Анализировать соответствующие модели и исходные задачи

Личностные:

  1. Осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат

Метапредметные:

  1. Владение общепредметными понятиями объект, система, модель, алгоритм, исполнитель и др.;
  2. Владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.

Предметные:

  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры.
  2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства
  3. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных

Познавательные:

  1. Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  2. Знаково-символические действия выполняют функции отображения учебного материала;
  3. Выделения существенного;
  4. Моделирование.
  5. Умение структурировать знания; рефлексия способов и условий
  6. Действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Основные понятия:

Модель, моделирование

Межпредметные связи:

Уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере (все предметы). Межпредметная интеграция достигается за счет использования моделей  экономических, математических, физических и т.д.

Организация учебного процесса:

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: Маркерная доска, компьютерная презентация, раздаточный материал, справочная литература, модели, проектор, компьютеры, доступ к сети Интернет.

Методы работы: Информационный (словесный), наглядный, иллюстративный, практический, сетевой.

 

Структура урока:

  1. Организационный момент, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности (1 минуты);
  2. Актуализация знаний (1 минута)
  3. Проблемная ситуация (2 минуты)
  4. Открытие нового знания (3 минуты);
  5. Практическая работа. Сетевое взаимодействие (15 минут);
  6. Подведение итогов урока (2 минуты);
  7. Рефлексия (2 минуты)
  8. Домашнее задание (1 минута).

 

 

Ход урока

Организационный момент

Организация учебного процесса на данном этапе:

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас вести буду я. Зовут меня Екатерина Степановна.  Ребят, перед каждым из вас лежит рабочий лист, на котором указаны основные моменты нашего урока. Я попрошу вас на протяжении всего урока вносить в свой конспект необходимые коррективы, а затем вы можете вклеить результат своих трудов себе в тетрадь.

На столах у ребят находятся разные предметы: глобус, кристаллическая решетка, схема, диск с игрой, иерархическая сетка и т.д., кроме того, на слайде изображены модели. Ребята, скажите, что вы видите перед собой?

(различные предметы, модели)

Скажите, пожалуйста, а что объединяет все эти предметы?

Они являются моделями более крупных вещей.

Вы, верно, определили, что это модели более крупных объектов. Итак, как вы уже догадались, тема нашего урока … (дети сами проговаривают).

Давайте тогда исходя из темы определим, что предстоит нам сделать на уроке и ответы на какие вопросы найти (дети проговаривают план урока: узнать что такое модель, какие виды моделей бывают, узнать что такое моделирование). Хорошо ребят, давайте начнём с самого начало. Что же такое модель? Давайте вмести попробуем вывести определение понятию МОДЕЛЬ (фишбоун).

 

 

 Откройте, пожалуйста учебник, параграф ___, страница ___ и найдите определение понятия модель, сравните его с получившимся у нас. Правильно ли мы сформулировали определение?

Согласны ли вы с тем, что любую модель кто-то должен создать? Если модель – это готовый продукт, то что же такое моделирование? (процесс построения моделей)

 

Актуализация знаний

 

В своей деятельности человек очень часто использует модели. Приведите примеры моделей. 

 

Проблема + открытие нового знания

Обратите внимание на модели на ваших партах. Предположите, модель чего находится у вас и какие еще модели можно было бы построить для данного объекта и для какой предметной области их можно применить. Внесите ответы в таблицу. Скажите пожалуйста, а всегда ли одной модели соответствует один объект и наоборот?

 

МОДЕЛЬ

 

ОБЪЕКТ

 

ДРУГИЕ  МОДЕЛИ  ДАННОГО  ОБЪЕКТА

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ  ДАННЫХ  МОДЕЛЕЙ

 

 

Давайте послушаем, что у вас получилось (высказываются по группам). Молодцы! А можете ли вы сейчас сказать, какие виды моделей вы сейчас называли? (нет) Что вызвало у вас затруднение? (отсутствие информации) А где можно найти информацию сейчас? (интернет, справочники, картинки – предложение собственных идей). Ребят у вас есть 5 минут на поиск информации.

Даю возможность высказаться каждой группе. Делаем вывод, что во всех группах ищем общую классификацию (материальные и информационные).

Ребят, ка вы уже поняли, существует много классификаций моделей по разным принципам. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

1. По области использования:

- учебные (обучающие программы, наглядные пособия);

- опытные (модель корабля);

- научно - технические (динамо-машина, осциллограф);

- игровые (игра “Зарница”, военные учения);

- имитационные (мышь Шеннона).

2. По временному фактору:

- статические (фотография, кристаллическая решетка);

- динамические (в физике - движение тел, в химии - химические реакции).

3. По способу представления.

 Классификации информационных моделей по форме представления: 

1.      Словесные модели (устные и письменные описания и т.д.).

2.      Математические модели (математические формулы и т.д.).

3.      Геометрические модели (графические формы и объемные конструкции и т.д.).

4.      Структурные модели (схемы, графики, таблицы и т.д.).

5.      Специальные модели (ноты, химические формулы и т.д.)

 

Итак, если модель – это новый упрощенный объект, который отражает существенные стороны реального объекта, процесса или явления, то анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реального, более сложного объекта, процесса или явления.

Так почему же возникает необходимость строить модель, а не  исследовать сам оригинал?

Ученики дают свои варианты ответов.

Рассмотрим некоторые причины создания моделей: 

1. В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности (пример, теория вымирания динозавров).

2. Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Для изучения конкретного свойства иногда полезно отказаться от менее существенных (пример, карта местности, модель живых организмов).

3. Оригинал либо очень велик, либо очень мал (пример, глобус, модель атома).

4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно (пример, модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели).

5. Исследование объекта может привести к его разрушению (пример, модель самолета).

 

Итак, объектов моделирования, как мы только что с вами убедились, огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо их классифицировать, т.е. это систематизировать, разделять объекты на родственные группы, имеющие один или несколько общих признаков.

Существуют  различные способы классификации: по области использования, по временному фактору, по способу представления.

А сможете ли вы самостоятельно классифицировать модели?  Предлагаю вам сейчас это сделать!

 

Первичное закрепление полученных знаний (организация сетевого взаимодействия):

У вас на рабочих столах открыта совместная презентация. У каждого из вас будет своё задание соответствующее цифре вашего ПК. Работая над совместной презентацией вам предстоит  вписать в слайды элементы найденной информации под своим номером. А задания вы можете найти перейдя по ссылке, расположенной верхней части слайда. Результатом нашей работы должна стать совместная презентация, адрес которой указан у вас в конспекте и вы можете воспользоваться ей при выполнении домашнего задания. https://docs.google.com/presentation/d/16-Q4LaJN6Oy8wDebbO3p7UAitxeYkAK-6k0P7vXXplM/edit?usp=sharing

 

 

Не забывайте про технику безопасности, присаживаемся за компьютеры. На выполнение данного задания у вас есть 10 минут.

 

Практическая работа на компьютере.

Задание 1. КЛАССИФИКАТОР (определить виды моделей) http://LearningApps.org/view800513, http://LearningApps.org/view800614

Задание 2. Электронный конспект (заполнить пропуски) http://LearningApps.org/view800614

Задание 3. Построение модели

https://docs.google.com/drawings/d/1cepb3XeBmuEmEkmMQVrySH4FRAEz2c0jaGRKoPej0Eo/edit?usp=sharing

 

Время вышло, прошу всех вернуться за парты. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто желает прокомментировать нашу совместную презентацию (ответы детей).

 

Итоги урока

Итак, подводя итог нашего урока  ребята, давайте проверим, все ли мы выяснили, что планировали выяснить? (возвращаемся к цели урока). И какие же мы выставим себе оценки за работу на уроке?

 

Рефлексия

А теперь, я предлагаю вам ЛИСТ  ОЦЕНКИ, в котором вы можете отметить любым знаком своё состояние на каждом этапе урока.

Этап урока

Показатель самооценки

Легко справился с заданием

Это задание вызвало у меня затруднение

Ничего не понял

Определяем тему и цель урока

 

 

 

Работа с объектом в группах с заполнением таблиц

 

 

 

Поиск информации

 

 

 

Практическая работа за ПК

 

 

 

Работа над совместной презентацией

 

 

 

Создание модели

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Создать модель родословной своей семьи 

дополнительные материалы 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: defaultNick
Просмотров: 1005 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]