02.12.2014, 15:04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конспект урока информатики Тема: Моделирование и формализация Класс: 9 Учитель: Гайдукова Екатерина Степановна Тип урока: комбинированный (открытие нового знания) Цель урока: Формирование у учащихся понятия моделирование Задачи урока: Личностные: формировать понимание личной ответственности за будущий результат. Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Планируемые результаты: Знать:
Уметь:
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
Познавательные:
Основные понятия: Модель, моделирование Межпредметные связи: Уметь строить и исследовать информационные модели на компьютере (все предметы). Межпредметная интеграция достигается за счет использования моделей экономических, математических, физических и т.д. Организация учебного процесса: Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование урока: Маркерная доска, компьютерная презентация, раздаточный материал, справочная литература, модели, проектор, компьютеры, доступ к сети Интернет. Методы работы: Информационный (словесный), наглядный, иллюстративный, практический, сетевой.
Структура урока:
Ход урока Организационный момент Организация учебного процесса на данном этапе: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас вести буду я. Зовут меня Екатерина Степановна. Ребят, перед каждым из вас лежит рабочий лист, на котором указаны основные моменты нашего урока. Я попрошу вас на протяжении всего урока вносить в свой конспект необходимые коррективы, а затем вы можете вклеить результат своих трудов себе в тетрадь. На столах у ребят находятся разные предметы: глобус, кристаллическая решетка, схема, диск с игрой, иерархическая сетка и т.д., кроме того, на слайде изображены модели. Ребята, скажите, что вы видите перед собой? (различные предметы, модели) Скажите, пожалуйста, а что объединяет все эти предметы? Они являются моделями более крупных вещей. Вы, верно, определили, что это модели более крупных объектов. Итак, как вы уже догадались, тема нашего урока … (дети сами проговаривают). Давайте тогда исходя из темы определим, что предстоит нам сделать на уроке и ответы на какие вопросы найти (дети проговаривают план урока: узнать что такое модель, какие виды моделей бывают, узнать что такое моделирование). Хорошо ребят, давайте начнём с самого начало. Что же такое модель? Давайте вмести попробуем вывести определение понятию МОДЕЛЬ (фишбоун).
Откройте, пожалуйста учебник, параграф ___, страница ___ и найдите определение понятия модель, сравните его с получившимся у нас. Правильно ли мы сформулировали определение? Согласны ли вы с тем, что любую модель кто-то должен создать? Если модель – это готовый продукт, то что же такое моделирование? (процесс построения моделей)
Актуализация знаний
В своей деятельности человек очень часто использует модели. Приведите примеры моделей.
Проблема + открытие нового знания Обратите внимание на модели на ваших партах. Предположите, модель чего находится у вас и какие еще модели можно было бы построить для данного объекта и для какой предметной области их можно применить. Внесите ответы в таблицу. Скажите пожалуйста, а всегда ли одной модели соответствует один объект и наоборот?
Давайте послушаем, что у вас получилось (высказываются по группам). Молодцы! А можете ли вы сейчас сказать, какие виды моделей вы сейчас называли? (нет) Что вызвало у вас затруднение? (отсутствие информации) А где можно найти информацию сейчас? (интернет, справочники, картинки – предложение собственных идей). Ребят у вас есть 5 минут на поиск информации. Даю возможность высказаться каждой группе. Делаем вывод, что во всех группах ищем общую классификацию (материальные и информационные). Ребят, ка вы уже поняли, существует много классификаций моделей по разным принципам. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них: 1. По области использования: - учебные (обучающие программы, наглядные пособия); - опытные (модель корабля); - научно - технические (динамо-машина, осциллограф); - игровые (игра “Зарница”, военные учения); - имитационные (мышь Шеннона). 2. По временному фактору: - статические (фотография, кристаллическая решетка); - динамические (в физике - движение тел, в химии - химические реакции). 3. По способу представления. Классификации информационных моделей по форме представления: 1. Словесные модели (устные и письменные описания и т.д.). 2. Математические модели (математические формулы и т.д.). 3. Геометрические модели (графические формы и объемные конструкции и т.д.). 4. Структурные модели (схемы, графики, таблицы и т.д.). 5. Специальные модели (ноты, химические формулы и т.д.)
Итак, если модель – это новый упрощенный объект, который отражает существенные стороны реального объекта, процесса или явления, то анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реального, более сложного объекта, процесса или явления. Так почему же возникает необходимость строить модель, а не исследовать сам оригинал? Ученики дают свои варианты ответов. Рассмотрим некоторые причины создания моделей: 1. В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности (пример, теория вымирания динозавров). 2. Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Для изучения конкретного свойства иногда полезно отказаться от менее существенных (пример, карта местности, модель живых организмов). 3. Оригинал либо очень велик, либо очень мал (пример, глобус, модель атома). 4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно (пример, модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели). 5. Исследование объекта может привести к его разрушению (пример, модель самолета).
Итак, объектов моделирования, как мы только что с вами убедились, огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо их классифицировать, т.е. это систематизировать, разделять объекты на родственные группы, имеющие один или несколько общих признаков. Существуют различные способы классификации: по области использования, по временному фактору, по способу представления. А сможете ли вы самостоятельно классифицировать модели? Предлагаю вам сейчас это сделать!
Первичное закрепление полученных знаний (организация сетевого взаимодействия): У вас на рабочих столах открыта совместная презентация. У каждого из вас будет своё задание соответствующее цифре вашего ПК. Работая над совместной презентацией вам предстоит вписать в слайды элементы найденной информации под своим номером. А задания вы можете найти перейдя по ссылке, расположенной верхней части слайда. Результатом нашей работы должна стать совместная презентация, адрес которой указан у вас в конспекте и вы можете воспользоваться ей при выполнении домашнего задания. https://docs.google.com/presentation/d/16-Q4LaJN6Oy8wDebbO3p7UAitxeYkAK-6k0P7vXXplM/edit?usp=sharing
Не забывайте про технику безопасности, присаживаемся за компьютеры. На выполнение данного задания у вас есть 10 минут.
Практическая работа на компьютере. Задание 1. КЛАССИФИКАТОР (определить виды моделей) http://LearningApps.org/view800513, http://LearningApps.org/view800614 Задание 2. Электронный конспект (заполнить пропуски) http://LearningApps.org/view800614 Задание 3. Построение модели https://docs.google.com/drawings/d/1cepb3XeBmuEmEkmMQVrySH4FRAEz2c0jaGRKoPej0Eo/edit?usp=sharing
Время вышло, прошу всех вернуться за парты. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто желает прокомментировать нашу совместную презентацию (ответы детей).
Итоги урока Итак, подводя итог нашего урока ребята, давайте проверим, все ли мы выяснили, что планировали выяснить? (возвращаемся к цели урока). И какие же мы выставим себе оценки за работу на уроке?
Рефлексия А теперь, я предлагаю вам ЛИСТ ОЦЕНКИ, в котором вы можете отметить любым знаком своё состояние на каждом этапе урока.
Домашнее задание Создать модель родословной своей семьи
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1005 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |